Коренные малочисленные народы Камчатки

коренные малочисленные народы КамчаткиНа Камчатке традиционно проживают 6 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: ительмены, коряки, камчатские эвены, чукчи, командорские алеуты, камчадалы.

Живущие люди

ИтельменыИтельмены — древнейший из коренных малочисленных народов Камчатки. Самым ранним памятникам их культуры более 5 тыс. лет.
До прихода русских в конце XVII в. ительмены заселяли всю южную и центральную Камчатку: от реки Голыгиной на юге до рек Тигиль и Ука на севере. Их численность достигала 18 тыс. человек.
Традиционное зимнее жилище — полуземлянка со входом сверху. Летние жилища — шалаши на столбах (балаганы). Укрепленные поселения древних ительменов — своеобразные крепости со рвом и частоколом, часто располагались на береговых террасах. Зимой ительмены передвигались на собачьих упряжках, летом — по рекам, на долбленых лодках (батах).
ИтельменыОснова их хозяйства — речное рыболовство. Идущую на нерест рыбу ловили, перегораживая часть реки запором из жердей с деревянной ловушкой — мордой или чиручем. Мужчины ловили рыбу, охотились (в т. ч. на морского зверя), изготавливали баты и нарты, строили жилища. Приготовление пищи у ительменов было традиционно мужским занятием. Женщины занимались собирательством, шили одежду, лечили травами.
Посуду изготавливали из бересты и выдалбливали из дерева. Пищу готовили в деревянных корытцах — в них клали мясо или рыбу, заливали водой и варили при помощи раскалённых камней. В быту широко использовали изделия, сплетенные из травы: циновки, корзины, накидки. Для ловли рыбы плели сети из волокон крапивы. Одежда, сшитая из шкур оленей и пушных животных, украшалась пришитыми ремешками и длинными пушистыми опушками из собачьего меха.
Традиционное мировоззрение ительменов связано с одушевлением окружающего мира. Вулканы считались жилищами мёртвых и злых духов — гамулов. Основной персонаж ительменского фольклора — Кутх или Ворон, создатель Камчатки; он же является основным героем сказок. Главный праздник ительменов — осенний Алхалалалай — «Очиститель грехов».

Презентация «Живущие люди» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле 

Литература

Библиографический список включает академические труды ведущих исследователей и специалистов в области изучения этнографии ительменов.

Вся представленная литература хранится в фонде Камчатской краевой научной библиотеки и доступна в читальном зале отдела краеведения.

В целях ознакомления с книгами размещены pdf-файлы, содержащие титульные листы, «Введение/Предисловие», статьи, фрагменты из глав/статей, использованная авторами литература, «Содержание/Оглавление».

В отдельных случаях представлены полные тексты статей из сборников.

Породнившиеся с Камчаткой
КамчадалыКамчадалы — метисная группа, получившая статус народа, включённого в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ (2000 г.). Камчадалы проживают в г. Петропавловске-Камчатском, Елизовском, Усть-Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском, Соболевском, Тигильском, Пенжинском районах Камчатского края.
В XVIII–XIX вв. камчадалами называли коренное осёдлое население Камчатки. В нач. XX в. — это уже самоназвание смешанного по происхождению старожильческого населения Камчатки — потомков обрусевших ительменов и русских переселенцев, а также ставших российскими подданными американцев, англичан, шведов. Отдельно можно выделить курильских камчадалов — потомков русских, ительменов и курильцев-айну.
КамчадалыТрадиционная материальная культура камчадалов была близка к ительменской. Основа их хозяйства — речное рыболовство; основные объекты лова — лососевые породы рыб. Были заимствованы и усовершенствованы ительменские способы лова: устройствами, перегораживающими реку (запорами), закидными сетями. Осенью охотились на оленя и горного барана, зимой промышляли пушного зверя. Занимались морским зверобойным промыслом. Значительную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и растительного сырья для домашних ремесел (плетения из травы и изготовления берестяной посуды). Было развито огородничество и скотоводство. Жители Мильковского и Усть-Камчатского районов занимались земледелием.
Летом передвигались на долблёных лодках — батах, зимой — на собачьих упряжках. Жили в избах, крытых соломой. Как хозяйственные постройки использовались соломенные шалаши на столбах (балаганы).
Праздничной и повседневной была одежда русского типа. Зимняя и промысловая одежда — меховые кухлянки, торбаса, шапки-малахаи, матерчатые камлеи.
Русское камчатское наречие — одна из диалектных групп сибирских говоров, включающая себя заимствования из ительменского языка. Камчадалы — православные христиане.

Презентация «Породнившиеся с Камчаткой» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле

Литература

Вахрин С. И. Камчадалы – герои Отечества / С. И. Вахрин. – Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2018. – 98 c. : фот. – О представителях камчатских династий – участниках Отечественной войны 1812 г., Петропавловской обороны 1854 г., Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Вахрин С. И. Камчадалы – защитники Отечества. Оборона Петропавловского порта 1854–1855 гг. : [уроженцы Камчатки – участники Петропавловской обороны] / С. И. Вахрин. – Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2017. – 140 с.

Вахрин С. И. Камчадалы – защитники Отечества. Поименный список уроженцев Камчатки: участников обороны и эвакуации Петропавловского порта в 1854–1855 гг., народного ополчения 1904–1905 гг., «японских шпионов» 1932–1938 гг., участников Второй мировой войны и выдающихся тружеников тыла / С. И. Вахрин. – Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2018. – 320 с.

Вахрин С. И. Тайны камчатских имен : в 2 т. / С. И. Вахрин. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2014.

  • Т. 1 : История происхождения камчатских фамилий. Камчатские родовые фамилии. История камчатских фамилий (А–С). – 1008 с. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007525358/

  • Т. 2 : История камчатских фамилий (Т–Я). Имя на карте. Покорители Великого океана. Встречь солнцу. Хроника неоконченной войны. Потомки остроклювого бога (камчадалы). Забытая экспедиция. Камчатские ссыльные. «Ты меня никогда не забудешь». Просветительница из Малок. – 1000 с. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007525358/

Вахрин С. И. Тайны камчатских имен. Большерецкий острог : [из истории происхождения камч. фамилий] / С. И. Вахрин. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2016. – 180 с.

Вахрин С. И. Тайны камчатских имен. Курильцы, камчадалы, тунгусы : [из истории происхождения камч. фамилий Усть-Большерецкого, Соболевского, Быстринского и Усть-Камчатского р-нов] / С. И. Вахрин. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2016. – 296 с.

Вахрин С. Потомки остроклювого бога (камчадалы) / С. И. Вахрин. – Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2018. – 283 с. – Переизд.

Воспоминания камчадалов и старожилов Камчатки. Век двадцатый / сост. В. И. Борисов ; ред. С. Гаврилов. – Петропавловск-Камчатский, 2007. – Вып. 2. – 271 с.

Воспоминания старожилов долины реки Камчатки. Век двадцатый / cост. В. И. Борисов. – Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор, 2001. – [Вып. 1]. – 148 с. – Воспоминаниями делятся жители Усть-Камчатского и Быстринского р-нов.

Глущенко О. А. К проблеме этничности камчадалов-ительменов // Русское слово: литературный язык и народные говоры : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения д-ра филол. наук проф. Г. Г. Мельниченко (Ярославль, 25–27 окт. 2007 г.). – Ярославль, 2008. – С. 107–113.

Из глубины земли Камчатки : материалы фольклор.-этногр. экспедиций в Мильковский р-н / М-во культуры Камч. края, Камч. центр нар. творчества ; сост.: М. Е. Беляева, Н. А. Воробьева. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2020. – 60 с. 

Ильинская Н. Г. Рыболовецкая лексика в говорах камчадалов : монография / Н. Г. Ильинская, Н. Г. Олесова ; КамГУ им. В. Беринга. – Москва : МАКС Пресс, 2011. – 448 с.

Конфедератова Н. В. История и современность клуба «Камчадалы» : [этническо-поисковый клуб создан на базе центр. библиотеки им. Г. Г. Поротова Мильковской библ. системы 3 нояб. 1993 г.] // «К истории страны Камчатки и ее жителей» : материалы XXXVII Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2022. – С. 282–286.

Лангбурд Е. Дорога в полтора века : док.-художеств. повесть : [о большерецких камчадалах Логиновых-Лонгиновых] / Е. Лангбурд. – Петропавловск-Камчатский : Сев. Пацифика, 2001. – 184 с.

Летопись Великой Победы. Камчадалы – защитники Отечества / сост., ред. С. И. Вахрин. – Петропавловск-Камчатский : [б. и.], печ. 2018 (Владивосток : Дальпресс). – 291 с. : фот., ил.

Логинов Д. П. Большерецкий острог : [из жизни камчадалов с. Большерецк первой четверти XX в. ] / Д. П. Логинов. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2012. – 240 с. –(Серия «Из фондов музея).

Мильково. 1743–1993 : [из жизни мильковчан – камчадалов] / сост. А. Г. Попов. – Петропавловск-Камчатский : Камшат, 1993. – 12 с. ­

Перевозчиков И. В. Камчадалы. История формирования генофонда смешанной группы // Вопросы антропологии. – 2000. – Вып. 90. – С. 59–75.

Спешнев Л. Ф. Ительмены и камчадалы: кто они на самом деле? : [к проблеме возникновения и существования камчадалов как национальности] // Проблемы социального развития, образования, традиционного природопользования и сохранения языков коренных народов Камчатского края : сб. материалов Междунар. науч.-метод. семинара (22–23 окт. 2008 г.). – Петропавловск-Камчатский, 2010. – С. 61–64.

Спешнев Л. Ф. По древней шахме ительменов / Л. Ф. Спешнев. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2008. – 84 с. – Из содерж.: Мифы о происхождении «камчадалов»: ассимиляция, смешанные браки и их последствия; Ительмены и камчадалы – один и тот же народ; Об истоках и причинах раскола ительменского народа; О попытках разрешения проблемы ительменов-камчадалов на государственном уровне.

Оленные всадники
ЭвеныЭвены проживают на территории Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа, в Хабаровском и Камчатском краях.
В 1840-х гг. в поисках новых охотничьих угодий небольшие группы эвенов достигли Камчатки. Постепенно они обосновались на обширных безлюдных территориях центральной и западной частей Камчатки — современные Быстринский, Тигильский, Пенжинский и Олюторский районы. В условиях изоляции за достаточно короткий период на Камчатке сформировалась группа эвенов, отличная по характеру хозяйства и по ряду элементов культуры от материковых единоплеменников. Жилище камчатских эвенов — невысокий цилиндрическо-конический чум.
Переселенцы многое переняли в хозяйстве и культуре от своих соседей — коряков и ительменов (упряжное оленеводство и оленьи нарты, собачий транспорт, запоры для ловли рыбы).
ЭвеныКамчатские эвены преимущественно сохранили кочевой образ жизни, занимаясь комплексным промысловым хозяйством, сочетая таёжную охоту с рыболовством и оленеводством. Охотились на диких оленей, лосей, горных баранов, лесных и водоплавающих птиц и на все виды пушных животных. Пушнина почти целиком шла на продажу. Эвены ездили верхом на оленях, используя особые седла. В конце XIX в. у быстринских эвенов появились лошади, на которых ездили летом на дальние расстояния.
Традиционная распашная эвенская одежда была одинакового кроя для мужчин и женщин. Это кафтан из оленьего меха или ровдуги (шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи), не сходящийся на груди, и нагрудник длиной до колен. На севере Камчатки получила распространение зимняя глухая одежда корякского типа.
С 30-х гг. ХХ в. большинство камчатских эвенов перешло к оседлости. Многие современные эвены постоянно живут на «рыбалках» — традиционных хозяйствах-стойбищах на берегах рек.
В XVIII в. эвены приняли христианство, однако сохранили элементы обрядности и нормы поведения, основанные на шаманизме.

Презентация «Оленные всадники» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле.

Литература

Эвены – от кочевой жизни к современности. Экология выживания : библиогр. указ. лит. / Центр. библиотека Быстринского р-на, Камч. обл. науч. библиотека им. С. П. Крашенинникова, Камч. обл. ком. по охране природы ; сост. Н. П. Сычева ; ред. Н. И. Курохтина. – Петропавловск-Камчатский, 1997. – 25 с.

________________________

Алексеева С. А. Особенности культуры этнолокального сообщества быстринских эвенов Камчатки: традиции и инновации // «Камчатка – Россия – Мир: забытые имена» : докл. Междунар. ист. чтений / сост. И. В. Витер. – Петропавловск-Камчатский, 2020. – С. 23–26.

Антропов М. Среди ламутов / М. Антропов. – Москва-Ленинград : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931. – 47 с. – URL: https://rusneb.ru/catalog/002843_000083_131/

Декоративно-прикладное искусство камчатских эвенов : этногр. сб. / М-во культуры Камч. края, Камч. центр нар. творчества ; сост. М. Е. Беляева. – Нижний Новгород : Тип. ИП Кузнецов, 2017. – 64 с. – URL: http://www.kamcnt.ru/upload/iblock/70c/70c1da7567095403931d0f673e1a80f2.pdf

Древний обряд быстринских эвенов «Гулыдек» / М-во культуры Камч. края, Камч. центр нар. творчества ; сост. М. Е. Беляева. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2016. – 31 с. – URL: http://www.kamcnt.ru/upload/iblock/1a2/1a207f0c1967b1d9384e00e75277d27d.pdf

Духовная культура эвенов Быстринского района : [эвенские тексты с рус. и англ. переводами: рассказы, родовые мелодии, танцы, ритуалы, мировоззрения] / Фонд культуры народов Сибири ; сост.: Э Кастен, Р. Н. Авак. – [Германия : б. и.], 2014. – 197 с. – Извлечение: Предисловие; Содержание.

Игры эвенов: из древности в будущее / М-во культуры Камч. края, Камч. центр нар. творчества, Этногр. культур. центр «Мэнэдек» ; авт.-сост. Н. Е. Инданова. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2011. – 23 с. – URL: http://www.kamcnt.ru/upload/iblock/b19/b19b90333ea2e27d089702894f9f6bba.pdf

Из глубин земли Камчатки : материалы фольклор.-этногр. экспедиций в Быстринский р-н / М-во культуры Камч. края, Камч. центр нар. творчества ; сост.: М. Е. Беляева, Н. А. Воробьева. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2019. – 96 с. – URL: http://www.kamcnt.ru/upload/iblock/3ba/3baaafdc3ddc81722cb4d4615de35f22.pdf

История и культура эвенов : ист.-этногр. очерки / РАН, ДВО, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ; редкол.: В. А. Тураев (отв. ред.) [и др.]. – Санкт-Петербург : Наука, 1997. – 184 с. – Извлечение: Введение: история изучения эвенов, современное расселение и численность эвенов; Оглавление.

Кириллова А. И. Быт и элементы материальной культуры эвенов: изменения, произошедшие в XX веке (на основе материалов, собранных в Быстринском районе Камчатского края) // Роль молодежи в сохранении природного и культурного наследия : материалы межведомств. науч.-практ. конф., 9 апр. 2009 г. и Междунар. науч.-практ. конф., 18 марта 2010 г. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – С. 229–236.

Кириллова А. И. Государственная национальная политика на начальном этапе советизации эвенов Камчатки: на примере Быстринского района : монография / А. И. Кириллова ; М-во образования и науки РФ, Камч. гос. ун-т им. В. Беринга. – Петропавловск-Камчатский : КамГУ, 2013. – 197 с. – Извлечение: Оглавление; Введение.

Кириллова А. И. Новые подходы российских этнографических исследований (на примере эвенов-быстринцев) // Камчатка: события, люди : материалы XXV Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – С. 111–112.

Кириллова А. И. О религиозных верованиях быстринских эвенов // «Камчатка разными народами обитаема» : материалы XXIV Крашенинник. чтений / Петропавловск-Камчатский, 2007. – С. 98–102.

Кириллова А. И. Обряды, танцы, песни и мифы быстринских эвенов как способ сохранения уникальной культуры // Человек в истории : сб. материалов V ежегод. науч.-теорет. конф., 22–23 дек. 2005 г. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – Вып. 4 : Социально-этнические процессы в микро- и макроистории. – С. 208–218.

Кириллова А. И. Традиции и современность в быту эвенов-быстринцев в XX веке // Естественнонаучные и гуманитарные приоритеты науки и образования : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 8–12 февр. 2010 г. – Петропавловск-Камчатский, 2010. – Ч. 1. – С. 287–292.

Кириллова А. И. Эвены Камчатки: происхождение и этнонимы // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения : материалы. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – С. 143–145.

Коеркова А. Г. Преобразования у быстринских эвенов в конце 20-х – 30-е гг. XX в. // «О Камчатке и странах, которые в соседстве с нею находятся» : материалы XXVIII Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – С. 99–106.

Культура эвенов Камчатки : этногр. сб. / М-во культуры Камч. края, Камч. центр. нар. творчества ; сост. М. Е. Беляева. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 56 с. – URL: http://www.kamcnt.ru/upload/iblock/1a7/1a724e34a1d8ae5a8de26c245fe1bb97.pdf

Моисеев Р. С. Развитие эвенов Камчатки в XX веке: глобальные и региональные аспекты // Избранное : в 3 т. / Р. С. Моисеев. – Петропавловск-Камчатский, 2007. – Т. 2 : Развитие Дальнего Востока и Камчатки. Региональные проблемы. – С. 197–217.

Николаева Н. И. Эвены : [язык, образ жизни, оленеводство, охота, мор. зверобойный промысел, рыболовство, собирательство, ремесла, средства передвижения, нац. кухня жилище, одежда, традиции и обычаи, фольклор, культура] // Камчатка далекая и близкая. Проект «Идентичность коренных народов Камчатки – взаимоотношения человека и природы» / Н. И. Николаева, Е. А. Орлова, Д. А. Сурмило. – Москва, 2021. – С. 174–207 : ил., фот.

Одежда и прикладное искусство эвенов Быстринского района / Фонд культуры народов Сибири ; сост.: Э Кастен, Р. Н. Авак. – [Германия : б. и.], 2018. – 281 с. – Извлечение: Предисловие; Содержание.

Одежда камчатских эвенов : каталог / Упр. культуры Камч. облисполкома [и др.] ; сост. И. В. Витер. – Петропавловск-Камчатский : Камч. обл. тип., 1989. – 35 с. – Извлечение: [Фрагмент из книги].

Орлова Е. П. Хозяйственный быт ламутов Камчатки / Е. П. Орлова. – [Б. м. : б. и., б. г]. – Ксерокоп.

Слугин А. Я. Камчатка: быстринские эвены-отшельники // «О Камчатке и странах, которые в соседстве с нею находятся…» : материалы XXVIII Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – С. 182–190.

Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера / Акад. наук СССР. – Москва, 1960. – 216 с. – (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. 56). – Извлечение: Гурвич И. С. Эвены Камчатской области : [фрагмент ст.].

Тарасова М. Н. Сохранение этнокультурных традиций эвенского народа // Проблемы возрождения, сохранения и развития этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф., 19–20 окт. 2011 г. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – С. 233–238.

Бесстрашные морские охотники
АлеутыОсновная часть алеутов живёт на Алеутских островах, островах Прибылова и на Аляске (США). Место компактного проживания российских алеутов – Командорские острова. Не позднее 1825 г. Российско-Американская компания переправила на Командоры с о. Атту 17 байдарок алеутов с семействами для ведения пушного промысла.
В настоящее время с. Никольское Алеутского района Камчатского края является единственным населенным пунктом островов. Самоназвание народа – унаӈан.
ТрадиАлеутыционными формами хозяйствования алеутов являлись охота на калана и нерпу, добыча морских котиков и сивучей, отлов птиц, рыболовство и собирательство. Важную роль в морской охоте и рыбалке играла байдарка – каркасная лодка, обтянутая шкурой сивуча. С 1923 г. получает развитие разведение голубого песца и американской норки. Весной алеуты ловили морских птиц и собирали их яйца, а в зоне отлива – моллюсков и водоросли. Летом и осенью – ягоды и съедобные растения.
Жилищем служила «барабора» – видоизмененная традиционная полуземлянка. Каркас из жердей и досок обкладывали дерном. Служивший входом верхний люк превращался в окно, боковая дверь вела в небольшие сени. С 1860-х гг. стали строить американские каркасные дома.
Традиционную одежду – длинную нераспашную рубаху (парку), командорские алеуты шили из грудок топорков и носили по погоде: то перьями внутрь, то наружу. Непромокаемые камлейки с капюшоном, штаны и сапоги-бродни шили из кишок сивучей или котиков. С конца XIX в. в обиход вошли привозная одежда и обувь.
На промысле использовали деревянные шапки-козырьки, а на праздничных представлениях – кожаные шапки с утиными «шеями» и «хвостами». Корзины, циновки и накидки плели из береговой травы.
Все прибывшие на Командоры алеуты были православными, но долгое время сохраняли национальные культурные традиции.
Труднодоступность и изолированность Командор создали условия для сохранения уникальной островной субкультуры.
Выставка-презентация «Командорские алеуты. Бесстрашные морские охотники»

Литература

Библиографический список включает академические труды ведущих исследователей и специалистов в области изучения этнографии алеутов.

Вся представленная литература хранится в фонде Камчатской краевой научной библиотеки и доступна в читальном зале отдела краеведения. В целях ознакомления с книгами, выборочно размещены pdf-файлы, содержащие титульные листы, «Введение/Предисловие», статьи, фрагменты из глав/статей, «Содержание/Оглавление».

В отдельных случаях представлены полные тексты статей из сборников.

Алеуты : каталог коллекций Кунсткамеры / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН ; авт.-сост. С. А. Корсун ; отв. ред. Ю. Е. Березкин. – Санкт-Петербург : [б. и.], печ. 2014 (ООО «КМБХ»). – 383 с.

Берг Л. С. О происхождении алеутов // Человек. – 1928. – № 2–4. – С. 220–223.

Вениаминов И. Замечания об алеутах (из записок об островах Уналашкинского отдела) / И. Вениаминов. – 2-е изд. – Москва : [Кн. дом «Либроком»], 2011. – 336 с. – (Академия фундаментальных исследований: этнология).

Кириллова А. И. История изучения командорских алеутов // «Во все концы достигнет россов слава» : материалы XXXIV Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2017. – С. 160–164.

Кириллова А. И. Трудности процесса советизации командорских алеутов в 1924–1926 гг. // Вестник КРАУНЦ. Серия: Гуманитарные науки. – Петропавловск-Камчатский, 2016. – № 1. – С. 21–25.

Корсун С. А. Материалы экспедиционных исследований по алеутам Командорских островов в архиве МАЗ // «О Камчатке и странах, которые в соседстве с нею находятся…» : материалы XXVIII Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – С. 115–120.

Краеведческие записки / Камч. обл. краевед. музей. – Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1971. – Вып. 3. – С. 79–92. – Извлечение: Агранат Г. А. Алеуты : [фрагмент: командорские алеуты] / Г. А. Агранат, К. Г. Кузаков.

Ляпунова Р. Г. Алеуты. Очерки этнической истории / Р. Г. Ляпунова. – Ленинград : Наука, Ленинград. отд-ние, 1987. – 227 с. – Извлечение: Предисловие; Оглавление.

Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII – первая половина XIX в.) / Р. Г. Ляпунова. – Ленинград : Наука, Ленинград. отд-ние, 1975. – 200 с. – Извлечение: Предисловие; Введение; Оглавление.

Ляпунова Р. Г. Традиционные украшения алеутов (к вопросу об этнокультурных связях в Тихоокеанском бассейне) // Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. – Новосибирск, 1979. – С. 201–210.

Николаева Н. И. Алеуты : [язык, образ жизни, жилище, одежда, традиции и обычаи, фольклор, культура] // Камчатка далекая и близкая. Проект «Идентичность коренных народов Камчатки – взаимоотношения человека и природы» / Н. И. Николаева, Е. А. Орлова, Д. А. Сурмило. – Москва, 2021. – С. 72–87 : ил., фот.

Нилов В. Хореография и игры командорских алеутов / В. Нилов. – Петропавловск-Камчатский : [Дизайн-бюро «Известная Камчатка»], 2007. – 72 с. – (Культурное наследие – будущим поколениям).

Норд-ост. Люди. Природа. История / ред. В. А. Ильина. – Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1986. – 160 с. – Извлечение: Иванов А. С. Элементы театральности в жизни и быте алеутов.

Полевые исследования Института этнографии. 1983 / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; отв. ред. С. И. Вайнштейн. – Москва : Наука, 1987. – 232 с. – Извлечение: Крупник И. И. Алеуты Командорских островов: проблемы этнографического изучения / И. И. Крупник, М. А. Членов.

Рациональное природопользование на Командорских островах (состояние и охрана экосистем, проблемы экономического и этнокультурного развития) / МГУ им. М. В. Ломоносова ; под ред. В. Е. Соколова. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 234 с. – Из содерж.: Членов М. А. Командорские алеуты: особенности формирования и преемственность этнической культуры / М. А. Членов, И. И. Крупник. – С. 157–166; Крупник И. И. Традиции в современной занятости командорских алеутов. – С. 174–186; Ляпунова Р. Г. Народное творчество алеутов Командор: традиции и перспективы. – С. 186–193; Забродина Л. В. О возможности сохранения культурных ценностей командорских алеутов в современных условиях / Л. В. Забродина, О. М. Сазонова. – С. 193–202.

Редько Б. А. Алеуты Командорских островов // Производительные силы Дальнего Востока / ред.: Е. В. Чепурновский [и др.]. – Хабаровск–Владивосток, 1927. – Вып. 5 : Человек. – С. 69–112.

Татаренкова Н. А. Алеутское «шелковое» плетение / Н. А. Татаренкова. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 73 с. – (Нематериальное культурное наследие народов Камчатки). – URL: http://www.kamcnt.ru/upload/iblock/36c/36cf68fa5cc6946574bd31ff40cb6510.pdf

Татаренкова Н. А. Генеалогия и биографии командорских алеутов // «Гордиться славою своих предков» : материалы XXXVI Крашенинник. чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2020. – С. 200–206.


Люди моря и люди тундры

Коряки

Коряки проживают на территории Корякского округа Камчатского края, а также Чукотского округа и Северо-Эвенcкого района Магаданской области.
Народ разделялся на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы), кочевые оленеводы (чавчувены).
В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи.
Основа хозяйства кочевых коряков — крупнотабунное оленеводство (численность стад от 400 до 2000 голов). Оленеводы летом и зимой жили в переносных каркасных ярангах. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. Оседлые коряки сооружали полуподземные жилища.
КорякиЗимой передвигались на оленьих и собачьих упряжках. Нымыланы плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.
Традиционные домашние промыслы — обработка дерева, кости, металла, камня, растительное плетение, выделка шкур. Занятия строго разделялись на мужские и женские.
Одежду шили из шкур оленя и ровдуги (шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи) нитками из сухожилий оленя, богато украшая орнаментом и подвесками. Верхняя одежда — кухлянка с капюшоном и нагрудником; женщины зимой надевали под неё меховой комбинезон. Традиционный головной убор — малахай, его форма отличалась у разных племенных групп.
Главные праздники были связаны с родом занятий: у береговых коряков это осенний благодарственный праздник кита/морских млекопитающих, праздник первой рыбы, праздник спуска байдары, у кочевых — осенний праздник возвращения оленьих стад, праздник рогов, зимний праздник встречи солнца. Мифический первопредок и культурный герой — проказник и шутник Ворон Куткинняку. Существовал семейный и профессиональный шаманизм.

Презентация «Люди моря и люди тундры» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле

Литература

Библиографический список включает академические труды ведущих исследователей и специалистов в области изучения этнографии коряков.

Вся представленная литература хранится в фонде Камчатской краевой научной библиотеки и доступна в читальном зале отдела краеведения.
В целях ознакомления с книгами размещены pdf-файлы, содержащие титульные листы, «Введение/Предисловие», статьи, фрагменты из глав/статей, использованная авторами литература, «Содержание/Оглавление».

В отдельных случаях представлены полные тексты статей из сборников.

  1. Антропова В. В. Культура и быт коряков / В. В. Антропова ; ред. И. С. Гурвич ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград : Наука, Ленинград. отд-ние, 1971. – 216 с. – Извлечение: Введение; Коряки в годы Советской власти; Здравоохранение. Культурное строительство : [отрывки из ст.]; Оглавление.
  2. Вдовин И. С. Ительмены и коряки в первые десятилетия XVIII в. (По неопубликованным материалам участника Камчатской экспедиции А. П. Горланова) // Страны и народы Востока / АН СССР, Геогр. о-во СССР, Восточ. комис. ; под ред. Д. А. Ольдерогге. – Москва, 1975. – Кн. 3 : Страны и народы бассейна Тихого океана. – С. 57–66.
  3. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков / И. С. Вдовин ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград : Наука, Ленинград. отд-ние, 1973. – 304 с. – Извлечение: Введение; Глава 1: Территориальные подразделения коряков; Содержание.
  4. Витер И. В. Мода от природы : традиц. коряк. одежда, изготовл. в конце XX века / И. В. Витер, Ю. О. Новик. – Петропавловск-Камчатский : Новая кн., 2004. – 232 с. : ил. – (Библиотека «Новой книги») (Культурное наследие Камчатки). – Извлечение: Содержание; Введение; Каталог : [выдержки].
  5. Гурвич И. С. Корякский национальный округ (очерки географии, истории, этнографии, экономики) / И. С. Гурвич, К. Г. Кузаков ; отв. ред. С. В. Славин ; АН СССР, Комис. по проблемам Севера совета по изучению производит. сил при президиуме АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Москва : Изд-во АН СССР, 1960. – 302 с. – Извлечение: Предисловие; Хозяйство и быт коряков в XIX – в начале XX в. : [отрывок из ст.]
  6. Гурвич И. С. Новые данные по традиционной обрядности коряков // Традиционные верования и быт народов Сибири. XIX – начало XX в. / ред.: И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. – Новосибирск, 1987. – С. 75–84.
  7. Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков / В. В. Горбачева ; ред. В. М. Грусман ; Рос. этногр. музей. – Санкт-Петербург : Наука, 2004. – 152 с. : ил. – Извлечение: Введение; Современное состояние семейно-бытовой обрядности и праздников; Источники и литература; Содержание.
  8. Иохельсон В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация / В. И. Иохельсон ; ред. Ч. М. Таксами ; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Санкт-Петербург : Наука, 1997. – 237 с. – Извлечение: Предисловие; Одежда, Общественная жизнь : [отрывки из ст.]; Оглавление.
  9. История и культура коряков / РАН ДВО, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ; под общ. ред. А. И. Крушанова. – Санкт-Петербург : Наука, 1993. – 236 с. – Извлечение: Социально-экономическое развитие; Оглавление.
  10. Малюкович В. Н. Ленаты счастья : коряк. праздники / В. Н. Малюкович. – Петропавловск-Камчатский : Камчатское отд-ние Дальневост.кн. изд-во., 1974. – 56 с. : ил. – Извлечение: Предисловие; Возвращение солнца; Кильвэй; Оглавление.
  11. Стебницкий С. Н. У коряков на Камчатке / С. Н. Стебницкий. – Москва : Крестьянская газ., 1931. – 60 с. – Извлечение: Глава 1.
  12. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков / С. Н. Стебницкий ; ред.: Ч. М. Таксами, Е. А. Алексеенко, В. П. Дьяконова ; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Санкт-Петербург : Наука, 2000. – 236 с. – Извлечение: Шаманство; Заклинания; Поверья, запреты, приметы, этиологические предания; Оглавление.

Потомки воинственного племени

ЧукчиЧукчи проживают на огромной территории — от Берингова моря до р. Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Оленные чукчи — кочевые оленеводы; приморские — оседлые охотники на морского зверя. В Олюторском районе Камчатского края живет самая южная, обособленная группа чукчей — пахачинско-ачайваямская (Средние Пахачи, Ачайваям, Хаилино).
В XVIII в. чукчи и кочевые коряки часто воевали между собой, столкновения прекратились в 1781 г. Чукчи стали постепенно проникать на юг, вглубь корякской территории. На рубеже XIX–XX вв. часть из них перевалила через Корякский хребет и вышла на берега рек Апуки и Пахачи, где осталась кочевать.
Основой хозяйства являлось крупнотабунное оленеводство. Мужчины ловили рыбу, охотились на горных баранов, медведей, росомах, волков, лисиц и песцов. Женщины собирали съедобные растения. Основное средство передвижения — олени, которых запрягали в нарты нескольких видов. Камчатские чукчи широко использовали собачьи упряжки.
ЧукчиТрадиционное жилище — яранга со спальным пологом. В оленьих табунах использовались зимние меховые палатки. Стойбища насчитывали от одной до четырех яранг.
Одежда и обувь изготавливались из шкур и кожи оленя. Вся чукотская меховая одежда — двойная. Повседневная нижняя одежда шилась мехом внутрь, в холодное время носили верхнюю, шитую мехом наружу, одежду.
Главные праздники камчатских чукчей — осенний праздник убоя оленей и весенний праздник рогов «кильвэй», который отмечали после отёла важенок. Суть праздников — единение с окружающей природой через оленя. После праздников устраивались гонки на оленьих упряжках, спортивные состязания и игры.
В основе религиозных верований и культа — одушевление окружающего мира. Чукчи, живущие на Камчатке, испытали большое влияние корякской культуры.

Презентация «Потомки воинственного племени» из цикла публикаций, рассказывающих о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на камчатской земле.

Литература

Богораз В. Г. Чукчи: социальная организация / В. Г. Богораз. – Ленинград : Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. – Ч. 1. – 223 с. – Авторизированный перевод с английского. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004882376/

Богораз В. Г. Чукчи: религия / В. Г. Богораз ; под ред. Ю. П. Франова. – Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1939. – Ч. 2. – 214 с. – Авторизированный перевод с английского. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004882381/

Богораз В. Г. Чукчи: материальная культура / В. Г. Богораз. – Изд. 2-е. – Москва : Кн. дом «Либроком», 2011. – 222 с. – (Академия фундаментальных исследований : этнология). – Извлечение: Оглавление; Производство : [фрагмент ст.]; Основные труды В. Г. Богораза о чукчах; Вдовин И. С. Послесловие : [об этнографе В. Г. Богоразе].

Богораз В. Г. Чукчи: религия / В. Г. Богораз. – Изд. 4-е. – Москва : Ленанд, 2014. – 200 с. – (Академия фундаментальных исследований : этнология).

Богораз В. Г. Чукчи: социальная организация / В. Г. Богораз. – Изд. 4-е. – Москва : Ленанд, 2016. – 216 с. – (Академия фундаментальных исследований : этнология).

_________________________

Беретти Н. Н. На крайнем Северо-Востоке / Н. Н. Беретти. – Владивосток : [б. и.], 1929. – 92 с. – URL: https://rusneb.ru/catalog/002843_000083_135/

Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей / И. С. Вдовин. – Москва–Ленинград : Наука, 1965. – 403 с. – Извлечение: Введение; Оглавление.

Лебедев В. В. Ачайваямская весна : [об ачайваямских чукчах Олюторского р-на] / В. В. Лебедев, Ю. Б. Симченко. – Москва : Мысль, 1983. – 143 с. – Извлечение: Круглый камень; Оглавление.

Нефедкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII – нач. ХХ в.) / А. К. Нефедкин. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2003. – 352 с. – URL: http://libhist.narod.ru/Nefedkin.pdf

Николаева Н. И. Чукчи : [язык, образ жизни, чукчи-воины, жилище, семейный уклад, одежда, обряды, религия, мифы, легенды] // Камчатка далекая и близкая. Проект «Идентичность коренных народов Камчатки – взаимоотношения человека и природы» / Н. И. Николаева, Е. А. Орлова, Д. А. Сурмило. – Москва, 2021. – С. 148–173 : ил., фот.

Об искусстве владеть копьем / подгот. В. Борисов // Абориген Камчатки. – Петропавловск-Камчатский, 2010. – 11 июня. – С. 9.