Подведены итоги дистанционной викторины «Убегая от грозы»

Подведены итоги дистанционной викторины «Убегая от грозы»

5 октября 2023

С 6 по 26 сентября наши читатели активно отвечали на вопросы дистанционной викторины «Убегая от грозы», посвященной жизни и творчеству писателя Александра Николаевича Островского.

Отвечая на вопросы викторины, участники не только освежили свои знания о писателе, но и пополнили копилку новыми и интересными фактами.

Мы были искренне рады тому, что удалось обратить внимание читателей на творчество выдающегося писателя и драматурга, побудить к прочтению его пьес и просмотру экранизаций.
А теперь подведем итоги викторины.
1 место - Екатерина Акимова – 27 баллов.
2 место – Анастасия Яшина и Юлия Белик по 26 баллов.
3 место – Алина Ахайне – 24 балла.

Хочется отметить, разница в баллах настолько мала, что каждый из звездной четверки может считать себя знатоком и победителем.
Благодарим всех участников, желаем новых побед!
До новых интеллектуальных встреч!

И по традиции, предлагаем правильные ответы для самопроверки.
1. Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве, в купеческом районе Замоскворечье.

2. Островский принадлежал по рождению к среде небогатого духовенства. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей.

3. Малый театр.

4. А) Этот портрет Александра Островского в 1871 году написал русский живописец Василий Перов.

Б) За его первую комедию «Свои люди – сочтемся».
В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и её муж, и Большов отправился в тюрьму. Пьеса получила положительнее отзывы писателей и критиков, в том числе Гоголя и Толстого.
Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и её переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин» и вскоре написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» и «Бедная невеста».

5. А) «Луч света в тёмном царстве» — статья 1860 года публициста-демократа Николая Александровича Добролюбова, посвящённая драме Островского «Гроза». Название статьи в силу своей большой популярности стало фразеологизмом, означающим нечто хорошее в какой-либо сложной, удручающей обстановке.
В статье главная героиня пьесы Катерина сравнивалась с «лучом света» в «тёмном царстве» невежественных купцов-самодуров, а её самоубийство рассматривалось Добролюбовым как определённый протест против произвола и невежества.
В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

6. Историки литературы и театра (А. И. Ревякин, К. Ф. Куликова) давно установили, что Л. П. – не кто иной, как Любовь Павловна Косицкая – русская театральная актриса. Ее посмертно опубликованные «Записки» перекликаются эхом с рассказами Катерины о своем детстве и девичестве. И все же удивительно, что Островский обмолвился такой точной биографической ссылкой: случай уникальный в его черновых рукописях.

7. В Александринском театре.

8. Чтобы ответить на этот вопрос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писа¬тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими городами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:
«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».
По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче¬ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото¬рого может не хватить.

9. Б) Второе и заключительное явление барыни в пьесе приходится на финал четвертого действия, непосредственно предваряя публичное покаяние Катерины. Кроме того, явление барыни сопровождается грозой: «…Молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь…».

10. Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю¬щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои¬ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо¬кой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло¬дой че¬ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер¬вых пьес Остров¬ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. По¬сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.

11. Б) «Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...» — рассуждала Катерина Кабанова в пьесе Островского «Гроза».

12. Б) Кулигин

13. Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после¬довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.
Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про-тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле¬довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

14. В) Геенна огненная.

15. Б) о Снегурочке.
Пьесу-сказку «Снегурочка» («Весенняя сказка») Александр Николаевич написал по мотивам народной сказки, почерпнутой Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» Александра Афанасьева.
В первый раз пьеса была поставлена на сцене Большого театра 11 мая 1873 года. Возможно, «Весенняя сказка» была чересчур новаторской, поэтому многие зрители и критики просто её не поняли. Островский был известным реалистом и скептиком, а тут – некое фантастическое и неожиданное действо. Пьесу называли «бессодержательной».
В 1881 году композитор Николай Римский-Корсаков написал на текст пьесы оперу "Снегурочка". Музыкальный вариант «Снегурочки» оказался намного более популярным.

16. А) в Москве.

17. Б) от болезни сердца.

18. Б) Памятник Островскому был открыт 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра в Москве.
Для Малого театра писали многие авторы, но особое значение для него имел именно Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Новые реформаторские театральные позиции Островского — бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актёров, а не единого главного героя и т. д. — приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актёрами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определённых исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов.

19. А) В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией за пьесу «Гроза» и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Вернуться к списку