Военные гидрографы Камчатки в годы Второй мировой войны

Барканова Л. А.

«Опыт Великой Отечественной войны показал, что ни одна операция на морском театре действий не может быть успешно проведена без надежного навигационно-гидрографического обеспечения, без полноценного использования сил и средств гидрографической службы.»
Адмирал А. И. Рассохо

В конце 30-х гг. ХХ в. военно-политическая обстановка в мире продолжала осложняться, возникла необходимость в создании военных структур на Камчатке. Морские силы в это время были представлены лишь созданной в 1933 г. лоцдистанцией. На базе лоцдистанции в 1939 г. формируется Камчатский район Гидрографической службы Тихоокеанского флота (ГС ТОФ), в сентябре 1940 г. части Гидрографической службы были приняты в состав созданной Петропавловской военно-морской базы (ПВМБ) (16).

В рассматриваемый период, с момента образования и до окончания войны с Японией, Гидрографическую службу (ГС) возглавляли три начальника.

Первым стал старший лейтенант Яков Филиппович Муха. На Камчатку он прибыл в июне 1939 г., получив назначение на должность помощника начальника по спецоборудованию Камчатского района ГС ТОФ, а с октября 1939 г. по январь 1944 г. был начальником Камчатского (Петропавловского) района ГС ТОФ (13; 9, л. 3).

Его сменил старший лейтенант Петр Яковлевич Абрамов (9, л. 3). Он на Камчатке с ноября 1940 г., назначен помощником начальника Камчатского района ГС, в феврале 1944 г. — начальником Гидрографического района (ГР) ПВМБ. В этой должности был до 8 сентября 1944 г. (13).

8 сентября 1944 г. дела и обязанности начальника Гидрографического района ПВМБ принял старший лейтенант Алексей Николаевич Борин (9, л. 44).

Под руководством этих людей Гидрографическая служба выполняла поставленные задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению боевой деятельности Петропавловской ВМБ. С началом Великой Отечественной войны Петропавловская военно-морская база стала выставлять оборонительные минные заграждения на подходах к Петропавловску-Камчатскому. Военные гидрографы принимали активное участие в навигационно-гидрографическом обеспечении минных постановок: они координировали минные заграждения и ограждали минные фарватеры. Специалисты штурманского отделения устанавливали технику на мобилизованные суда морского и тралового флотов, обучали штурманский состав правилам ее эксплуатации.

В июле-августе 1941 г. на Тихоокеанском флоте была создана и развернута военно-лоцманская служба (ВЛС) (17, с. 114). На Камчатке военно-лоцманские пункты манипуляторной службы ПВМБ были сформированы в августе-сентябре 1941 г. и сразу же приступили к обеспечению проводок кораблей и судов по минным фарватерам. Военно-лоцманские пункты (ВЛП) были развернуты: № 1 — на лоцмейстерском судне № 1, экипаж 11 человек, командир ВЛП, он же командир судна Алексей Николаевич Буцык и № 2 — на лоцмейстерском судне № 2, командир Захар Иванович Байков, экипаж 11 человек (6, л. 1).

В других приказах встречаются названия «военно-лоцманский пункт С-1, С-2, военно-лоцманский бот С-1, С-2», что одно и то же.

Приведу лишь некоторые сведения о работе этих военно-лоцманских пунктов. В приказе начальника Гидрографической службы ПВМБ от 2 февраля 1942 г. значится: «За период с момента организации и по 31 января 1942 г. военно-лоцманскими пунктами, личным составом и командованием была проделана большая работа по проводке судов. За этот период проведено и выведено из базы 211 судов. Посадки на мель и других случаев аварий по вине лоцманской службы не было» (7, л. 3).

В июле-сентябре 1942 г. организация военно-лоцманской службы на Тихоокеанском флоте была пересмотрена, стала применяться система проводки судов с лоцманами на борту из состава военно-лоцманских пунктов (ВЛП) при районах гидрографической службы (17, с. 114). На Камчатке ВЛП был создан при Гидрографическом районе ПВМБ осенью 1942 г. Первым начальником стал старший лейтенант Сергей Павлович Базелев.

В 1943 г. на ГС ТОФ была возложена правительственная задача по обеспечению круглосуточного плавания и лоцманской проводки транспортов, идущих со стратегическими грузами ленд-лиза из портов США и Канады во Владивосток и Николаевск-на-Амуре. У берегов Камчатки лоцманскую проводку транспортов по минным фарватерам осуществляли военные лоцманы Гидрографического района ПВМБ.

О работе военных лоцманов, военно-лоцманском пункте в бухте Ахомтен впервые написала А. Паперно в своей книге «Ленд-лиз. Тихий океан (Серия Тайны истории. Век XX)», изданной в 1998 г. (18). В 2007 г. вышла книга А. Паперно «Третий период славы Петропавловска-Камчатского». Большая статья в ней посвящена М. В. Стукалину (20). Здесь же упоминается об открытии в бухте Ахомтен в октябре 2005 г. памятной доски о работе 3-го ВЛП. Приведу часть текста: «В бухте Ахомтен, переименованной после войны в Русскую, находился 3-й военно-лоцманский пункт Петропавловской военно-морской базы ТОФ.

Через минные поля военные лоцманы провели около 5000 судов всех типов без единого ЧП.

Здесь служили: Стукалин Михаил Васильевич — начальник 3-го ВЛП с августа 1941 г. до августа 1945 г.

Краснопоясовский Илья Кондратьевич — начальник 3-го ВЛП с августа 1945 г. по весну 1947 г.». И далее перечисляются фамилии десяти лоцманов, участвовавших в проводках судов.

Архивные документы позволяют внести ряд уточнений и дополнений о работе ВЛП.

Военно-лоцманский пункт Гидрографического района ПВМБ в бухте Ахомтен стал называться 3 ВЛП в 1945 г., до этого просто ВЛП.

Первым начальником ВЛП был старший лейтенант Сергей Павлович Базелев с 8 сентября 1942 г. (дела принял 7 октября) по 5 апреля 1943 г. (7, л. 50; 8, л. 22), когда был назначен командиром катера тральщика охраны рейда ПВМБ. Награжден медалью «За боевые заслуги» (3.12.1944 г.) (13).

Капитан-лейтенант Михаил Васильевич Стукалин был начальником ВЛП с 29 июня 1943 г. по 18 октября 1945 г. (назначен начальником 1 ВЛП Владивостокского Гидрографического района ТОФ). До должности начальника ВЛП ГР ПВМБ он с сентября 1941 г. был командиром дивизиона катеров-тральщиков Петропавловской ВМБ (8, л. 22; 12, л. 61; 13). Награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.). В наградном листе записано: «Отлично организовал и руководит лоцманской службой, обеспечил бесперебойную и безаварийную лоцманскую проводку транспортов и отрядов боевых кораблей (прибывших из США) по фарватерам военного времени и в зонах минных заграждений ПВМБ. Инициативно участвовал в отработке документов по высадке десанта на о. Шумшу» (2, л. 211). Награжден Почетной грамотой НК РП СССР и вторым орденом Красной Звезды за успешное выполнение особого правительственного задания по обеспечению лоцманских проводок. Из наградного листа: «Всего проведено 3 ВЛП за кампанию 1945 г. без аварий и задержек 160 военных кораблей, лично выполнил 10 ответственных проводок, в том числе проводил 6 военных кораблей под военно-морским флагом США» (3).

Лейтенант Илья Кондратьевич Краснопоясовский был начальником 3 ВЛП с 25 октября 1945 г. по 30 июня 1947 г. (уволен в запас в звании старшего лейтенанта) (13). До этого с 9 сентября 1942 г. исполнял должность военного лоцмана 2-го разряда (затем 1-го разряда и старшего военного лоцмана) ВЛП (7, л. 50). Награжден орденом Красного Знамени (20.10.1945 г.). «Отлично проявил себя в навигационном обеспечении специальных гидрографических работ в Первом Курильском и Камчатском проливах, выполнявшихся по заданию Верховного командования накануне войны с Японией. Принимал активное участие в подготовке документации по гидрографическому обеспечению Курильского десанта. Обеспечивал бесперебойные лоцманские проводки боевых кораблей и транспортов в зоне минных заграждений» (2, л. 151).

Привожу список лоцманов, в разные годы служивших на военно-лоцманских пунктах манипуляторной службы Гидрографического района и участвовавших в проводке судов (воинские звания даны по последней должности, которую занимали на ВЛП):

Старший военный лоцман капитан-лейтенант Захар Иванович Байков — с 29 сентября 1941 г. по 1 октября 1946 г. (13). Участник Курильской десантной операции. Находясь на корабле ДС-943, непосредственно осуществлял проводку кораблей из Петропавловска к месту высадки десанта на о. Шумшу, лично безава-рийно провел четыре корабля. При высадке войск с ДС-943 в момент обстрела командир был смертельно ранен, Байков принял командование кораблем на себя, хотя получил тяжелое осколочное ранение. За проявленные мужество и героизм ему была объявлена благодарность Верховного Главноко-мандующего № 372 от 23 августа 1945 г., и лишь 25 марта 1946 г. он был награжден орденом Красного Знамени (4).Захар Иванович умер 1 октября 1946 г., похоронен в Петропавловске. По инициативе моряков-гидрографов его именем назван поселок Байково на о. Шумшу (19, с. 27).

Старший военный лоцман лейтенант Алексей Николаевич Буцык — с 23 сентября 1941 г. по 13 ноября 1947 г. (назначен помощником командира гидрографического судна «Охотск») (13). Награжден орденом Красного Знамени (20.10.1945 г.). «Принимал участие в высадке десанта в первом и втором броске, обеспечивал лоцманскую проводку 9 десантных судов из базы к месту высадки. Во втором броске, после того, как командный состав ДС-673 после ранений был выведен из строя, вывел корабль из-под огня противника в северную часть Курильского пролива» (2, л. 116).

Военный лоцман лейтенант Анатолий Александрович Гонсиоровский — с 15 сентября 1941г. по 15 февраля 1943 г. (уволен по состоянию здоровья) (13; 6, л. 12). Военный лоцман 2-го разряда лейтенант Юлиан Антонович Жданович — с 18 июня 1943 г. по 9 июня 1947 г. (уволен в запас). До этого с 22 августа 1941 г. служил военным лоцманом военно-лоцманского бота ГС ПВМБ (13). Награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.) Обеспечивал лоцманскую проводку транспорта «Красное Знамя» с десантными частями и боезапасами, одновременно выполнил ответственное задание начальника ГР ПВМБ по связи с маневренной гидрографической группой, действовавшей на о-вах Шумшу и Парамушир (2, л. 140).

Военный лоцман 1-го разряда старший лейтенант Борис Дмитриевич Ильин — с 6 июня 1944 г. по 9 июня 1947 г. (уволен в запас) (9, л. 28; 13).

Старший военный лоцман старший лейтенант Михаил Романович Лутков — с 4 мая 1944 г. по 29 апреля 1948 г. (назначен начальником службы времени гидрографического отдела Камчатской военной флотилии) (Там же, л. 21; 13). Награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.). Обеспечивал лоцманскую проводку госпитального судна «Менжинский» в район боевых действий и обратно, способствовал своевременной доставке в базу тяжелораненых бойцов. Принимал активное участие в подготовке планов и докумен-тации по гидрографическому обеспечению операции (2, л. 162).

Военный лоцман 2-го разряда лейтенант Владимир Мокеевич Попов — с 1октября 1942 г. по 31 марта 1946 г. (назначен командиром лоцмейстерского судна «Лебедь» ТОФ) (7, л. 48; 13). Награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.). «Инициативно проявил себя по нави-гационному обеспечению специальных гидрографических работ в районе Первого Курильского и Кам-чатского проливов накануне войны с Японией. В период десантной операции обеспечивал лоцманскую проводку двух десантных судов» (2, л. 191).

Военный лоцман 2-го разряда старший лейтенант Илья Кондратьевич Руденко — с 11 января 1944 г. по 30 апреля 1947 г. (уволен в запас) (13).

Военный лоцман Иван Степанович Тищенко — с 25 апреля 1942 г. по 18 июня 1943 г. (уволен по болезни) (7, л. 20; 13).

Из приведенного выше списка видно, что во время Курильского десанта лоцманскую проводку осуществляли не только З. И. Байков и А. Н. Буцык, как указано на памятной доске, но и еще четыре лоцмана. А эта ошибка, да еще и с неточностями в фамилии А. Н. Буцыка («Быцек») впервые появилась в книге «Гидрографы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)», изданной в Ленинграде в 1975 г. Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР, и кочует с тех пор из издания в издание (15, с. 382).

В списке лоцманов на памятной доске есть еще имя Алексея Николаевича Моисеева. На должность военного лоцмана 2-го разряда 3 ВЛП он был назначен в июле 1946 г. А всю войну выполнял не менее ответственные задания, будучи командиром тральщиков, в ноябре 1944 г. стал командиром отряда катеров-тральщиков Охраны водного района ПВМБ.

Изучая документы, удалось установить фамилию еще одного военного лоцмана. Дело в том, что максимальной интенсивности работа ВЛП достигла в конце 1944 — первой половине 1945 гг., когда американцы увеличили поставки, чтобы обеспечить вступление СССР в войну с Японией. В распоряжение начальника ГР ПВМБ на зимний период прибыл 23 ноября 1944 г. старший военный лоцман, он же начальник 5 ВЛП Де-Кастринской ВМБ лейтенант Владимир Христофорович Леонтьев. В бухте Ахомтен он пробыл до конца мая 1945 г. (12, л. 1, л. 29).

Подсчитать количество судов, проведенных лоцманами, очень сложно. Это попыталась сделать А. Паперно, основываясь на справке за 1947 г., сохранившейся у И. К. Краснопоясовского, и других своих расчетах, приведенных в её книге. На сегодня не все документы изучены, но кое-что уже прояснилось, хотя бы то, как вообще осуществлялся учёт проведенных судов и для чего. Дело в том, что на основании приказа НК ВМФ № 283 от 11 августа 1943 г. (5) и приказа командующего ПВМБ № 6 от 29 января 1944 г. военным лоцманам производились процентные надбавки за безаварийную проводку кораблей и судов к штатно-должностному окладу. За 75 проводок кораблей общим водоизмещением 300 000 т — 15 %; 100 проводок, 400 000 т — 25 %... 300 проводок, более 1 200 000 т — 100 %. Эти данные отражались в журнале проводки кораблей, который вел каждый лоцман. Лоцман самостоятельно за определенный период (обычно на начало месяца) на отдельном листе подавал сведения о своих проводках, где перечислялись суда с указанием водоизмещения каждого и общий тоннаж судов с начала организации проводок до того периода, когда сведения подавались. Причем суммировался только тоннаж, а количество судов нет. Эти данные сверялись начальником ВЛП с данными навигационного журнала, заверялись, затем бухгалтер проставлял проценты.

Первым 100 % «набрал» З. И. Байков за период с начала проводок по март 1944 г. (есть приказ о выплате, но самого списка судов с их водоизмещением нет (судов должно было быть согласно приказа не менее 300) (10, л. 16).

На 1 апреля 1945 г. 100 % было у М. В. Стукалина, провел судов общим водоизмещением 1 244 959 т (11, л. 53); на 1 июня 1945 г. 100 % «набрал» М. Р. Лутков — 1 262 671 т; (11, л. 83) на 1 октября 1945 г. 100 % было у Б. Д. Ильина — 1 138 252 т и у И. К. Руденко — 1 207 985 т (11, л. 140, 141).

Да не столь уж это и важно, сколько было судов. Работа военными лоцманами была проделана огромная, опасная и нужная для всей страны.

Значительное увеличение грузовых перевозок и развитие экономических связей с США в годы Великой Отечественной войны потребовали и дальнейшего развития системы навигационного оборудования в районе Камчатки. Сжатые сроки строительства, недостаток средств и техники заставили в этот период строить преимущественно деревянные сооружения. Под руководством начальника ГС ПВМБ Я. Ф. Мухи были введены в действие радиомаяки Большерецкий, Кроноцкий, Поворотный, Шипунский, сирена на маяке Лопатка, маяки Озерной, Западный, Сопочный и около 10 навигационных огней. За проявленную распорядительность, умелое руководство строительством и монтажом новых средств навигационного оборудования по Камчатскому району Я. Ф. Муха был награжден орденом «Знак Почета» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г.) (1).

В обеспечении Курильской десантной операции принимали участие и другие гидрографы. Перед Гидрографической службой была поставлена задача: снабдить корабли и суда, участвующие в операции, морскими и топографическими картами, обеспечить лоцманскую проводку отряда в район высадки, произвести геодезическое обеспечение стрельб кораблей огневой поддержки и береговой артиллерии, а также организовать на занятой десантом территории бесперебойное действие средств навигационного оборудования.

В разработке документов активное участие принимал начальник района капитан-лейтенант Алексей Николаевич Борин. В период десантной операции он руководил восстановлением и вводом в действие средств навигационного оборудования на о-вах Шумшу и Парамушир. Награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.) (2, л. 113).

Для руководства навигационно-гидрографическим обеспечением операции в штаб высадки были включены гидрографы капитан-лейтенант Борис Моисеевич Дынин — начальник части навига-ционного оборудования ГР ПВМБ и старший лейтенант Н. Я. Кочнев.

Было составлено навигационно-гидрографическое описание мест высадки десанта с указанием на схемах курсов подхода судов, местоположения навигационных ориентиров и дорог, идущих в глубь о. Шумшу.

Капитан-лейтенант Б. М. Дынин награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.). Из наградного листа: «Являясь представителем ГР в оперативном штабе командования ПВМБ на флагманском корабле десанта, обеспечивал его переход бесперебойным действием манипуляторных средств навигационного ограждения» (Там же, л. 135).

На специальную группу манипуляторного отряда во главе с капитан-лейтенантом Анатолием Григорьевичем Тарасенко было возложено навигационное оборудование мест высадки десанта. А. Г. Тарасенко был начальником гидрографического участка Озерная, во время Курильского десанта — командиром маневренной гидрографической группы. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (2, л. 213).

Для геодезического обеспечения стрельб по берегу кораблей огневой поддержки выделялась маневренная гидрографическая группа из пяти человек во главе с лейтенантом Владимиром Прохоро-вичем Грицаем, производителем работ ГР ПВМБ. Группа подготовила и выдала на корабли огневой поддержки артиллерийские планшеты, на которые по разведывательным данным были нанесены укрепленные пункты и огневые точки противника. В. П. Грицай награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.) (Там же, л. 126).

Группы Тарасенко и Грицая высадились в первом броске десанта, установили три световых ориентира в районе высадки, участвовали в бою совместно с морской пехотой при взятии маяка Симусю-То на мысе Кокутан-саки и ввели его в действие.

Геодезическое обеспечение стрельб береговой артиллерии на м. Лопатка было поручено группе гидрографов под руководством инженера-геодезиста Степана Яковлевича Тимкова. Во время боя он находился на командном пункте артиллерийской батареи № 945 на м. Лопатка, где обеспечил успешное выполнение боевой задачи батареей, которая вела артобстрел по укреплениям на о. Шумшу при высадке десанта. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (20.10.1945 г.) (Там же, л. 215).

В Курильской десантной операции участвовали гидрографические суда «Полярный» и «Лебедь». В условиях сплошного тумана командир гидрографического судна «Полярный» капитан-лейтенант Николай Владимирович Ромарчук, старший лейтенант Усвяцов, старшина 1-й статьи Лобанов, матросы Филиппов, Данилов обеспечили высадку десанта на остров, а затем исследовали берег о. Парамушир. Результаты исследования, сообщенные по радио в штаб высадки, помогли овладеть и этим островом. Ромарчук Н. В. награжден орденом Красной Звезды (10.11.1945 г.) (14, с. 67).

Командир гидрографического судна «Лебедь» капитан-лейтенант Владимир Семенович Пекарь также был награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.). В наградном листе отмечается его личная инициатива в приеме боезапаса с перегрузкой на 25 %, личная инициатива в отыскании пресной воды во Втором Курильском проливе, что позволило принять воду для своего корабля и снабдить водой корабли десанта. «За весь период боевой операции не покидал мостика, откуда исключительно грамотно управлял маневрами корабля и деятельностью личного состава» (2, л. 179).

Несколько слов о командире 21-го манипуляторного отряда старшем лейтенанте Соломоне Израйловиче Розенфельде. В этой должности он был с ноября 1944 г. по февраль 1946 г. Под его руководством были развернуты манипуляторные средства ограждения, что обеспечило своевременную, с достаточной навигационной точностью постановку минных заграждений, сам лично участвовал в постановке минных заграждений. Принимал также участие в разработке гидрографических документов по высадке десанта. Награжден орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.) (Там же, л. 201).

Начальник Петропавловского управления Гидрометеорологической службы ТОФ инженер-май-ор Владимир Николаевич Попов награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (20.10.1945 г.). Из наградного листа: «Несмотря на большой недокомплект личного состава, гидрометеорологическое обеспечение боевых действий на Курильских островах было проведено четко, с высокой оценкой командования ПВМБ и КОР» (Там же, л. 193).

Хочется отметить старшего инженера морской обсерватории Петропавловского управления Гидрометеорологической службы Петра Васильевича Бажанова, награжденного орденом Красной Звезды (20.10.1945 г.). «В период Великой Отечественной войны выполнял задание командования ТОФ по изучению течений в Первом Курильском проливе, продолжал работу до начала войны с Японией. Составил Атлас течений Первого Курильского пролива. При разработке документов для высадки десанта подготовил конкретные и доступные для каждого офицера справочные данные о течениях и уровне воды в районе высадки десанта на каждый час августа 1945 г. Подготовленные им материалы дали возможность без ошибки определить место корабля в тумане» (2, л. 103).

Обо всех гидрографах, отличившихся в годы Второй мировой войны, написать просто невоз-можно. Война показала хорошую боевую выучку и подготовку офицеров, матросов, старшин, рабочих и служащих гидрографических частей и судов. Гидрографы Камчатки с честью выдержали все испытания войны, достойно выполнив свой воинский долг.

1. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1258. Л. 91.
2. Там же. Д. 1565.
3. Там же. Д. 1575. Л. 89.
4. Там же. Ф. 3. Оп. 47. Д. 150. Л. 769.
5. Там же. Ф. 14. Оп. 47. Д. 237. Л. 190, 191.
6. Там же. Ф. 2462. Оп. 4. Д. 2.
7. Там же. Ф. 2463. Оп. 4. Д. 3.
8. Там же. Д. 6. Л. 22.
9. Там же. Оп. 4. Д. 7.
10. Там же. Д. 8.
11. Там же. Д. 9.
12. Там же. Д. 11.
13. Там же. Послужные карты офицеров.
14. Бельченко К. Участие гидрографов в Великой Отечественной войне // Записки по гидрографии. М., 1960. № 1. С. 65-67.
15. Гидрографы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Л. : ГУН и О МО, 1975. 441 с.
16. Историческая справка. Гидрографическая служба Войск и Сил на Северо-Востоке РФ. Петропавловск-Камчатский, 2003. 34 с.
17. Кобылинский Л. В. Гидрографические и гидрометеорологические исследования Тихого океана. СПб., 2006. 525 с.
18. Паперно А. Ленд-лиз. Тихий океан. М. : ТЕРРА-КНИЖНЫЙ МИР, 1998. 368 с.
19. Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М. : Изд- во МО СССР, 1985. 430 с.
20. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. kscnet. ru/ivs/bibl/paperno/content9.htm

Барканова Л. А. Военные географы Камчатки в годы Второй мировой войны // Верные долгу и Отечеству: материалы XXVII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. — Петропавловск-Камчатский, 2010. — С. 5-12.

Вернуться к списку