Состояние библиотечного обслуживания в Камчатском крае на современном этапе

Дикова Т. А.

Публичные библиотеки России — наиболее распространенный демократический институт современного общества. Они наиболее приближены к местам проживания граждан в городах и на селе. В эти библиотеки приходят взрослые и дети, люди высокообразованные и те, кто только приобщается к миру знаний, удачливые бизнесмены и социально незащищенные люди, инвалиды и пожилые, представители коренных этносов и малочисленных народов. Поэтому вопрос о состоянии библиотечного обслуживания — это, в конечном итоге, вопрос о том, на какой информационной основе, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, экономическое, правовое, научное мышление разных слоев российского общества, вопрос о том, каким будет нравственный облик и мировоззрение человека — главного ресурса России в ХХI в.

На фоне усиливающейся регионализации всех сфер российской жизни библиотеки выдвигаются в число тех учреждений, которые должны и могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, правовой и культурной целостности такой огромной страны, как Россия, единства ее регионов и центра.

Понимание роли и миссии библиотечных учреждений находят свое отражение в государственной политике последних лет. Целый ряд важных инициатив, связанных с библиотеками, заявлен на самом высоком уровне. Причем заявлен проблемно и откровенно в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 2007 г., выступлениях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б. В. Грызлова. В 2007 г. для привлечения внимания к ситуации, сложившейся с библиотеками в нашей стране, в ноябре 2006 г. был создан Общественный комитет содействия развитию библиотек России, который возглавляет Б. В. Грызлов. В 2006 г. вопрос развития библиотечного дела рассматривался на заседании Правительства Российской Федерации. Правительством РФ принято решение о выделении субсидий на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек России на период 2008-2010 гг. Для Камчатского края сумма субсидий составила 3 млн рублей.

Современные библиотечные учреждения Камчатки занимают достойное место в информа-ционном и культурном пространстве нашего региона и России. Показатели их работы свидетельствуют о востребованности обществом библиотечных услуг, ассортимент которых год от года расширяется.

За многие десятилетия деятельности библиотеки Камчатки сформировали значительные информационные ресурсы, профессиональные квалифицированные коллективы, позитивный опыт организации доступа жителей к чтению и информации на основе внедрения новейших компьютерных технологий. В силу географических особенностей региона и слабой коммуникационной инфра-структуры библиотечные учреждения являются единственными источниками, обеспечивающими конституционные права граждан на доступ к чтению и информации.

Население Камчатского края обслуживают 114 публичных библиотек. Из них — 2 краевые, 35 городских и библиотек-филиалов и 77 — сельских. Ежегодные посещения библиотек Камчатки составляют 1 млн 228 тыс. Читателями являются 168 тыс. человек, что составляет около 50 % населе-ния края. В среднем по России охват населения библиотечным обслуживанием составляет 40 %. Очень высокий процент охвата библиотечным обслуживанием в районах Корякского автономного округа, в этих же районах высокие показатели читаемости. Они свидетельствуют о том, что жители Камчатки читают много, и для таких отдаленных районов, как Пенжинский, Карагинский, Олюторский и другие, книга, библиотека является единственным доступным источником информации.

Наряду с определенными достижениями библиотечного дела в крае существует ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и принятия конкретных мер.

В настоящее время библиотеки переживают особый исторический момент в своем развитии, связанный с внедрением Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации». Административная реформа, провозглашенная данным законом, внесла существенные изменения в построение библиотечной сети в муниципальных районах края. Согласно закону, полномочия органов местного самоуправления в области библиотечного обслуживания определены одновременно на двух уровнях: и на уровне муниципального района, и на уровне поселений. Однако в ряде муниципальных районов полномочия по библиотечному обслу-живанию переданы только на уровень поселений, тем самым полностью проигнорирована статья 15 пункта 19 ФЗ-131, в которой к полномочиям муниципального района также относится «организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов».

В течение последних двух лет библиотеки муниципальных районных образований буквально лихорадит. В каждом районе у руководителей органов местного самоуправления существует собственное прочтение ФЗ-131, и, соответственно, свое решение об организации библиотечного обслуживания населения. Уже сейчас мы наблюдаем, что в результате процессов децентрализации, нормативной и организационной неразберихи происходит распад единого информационно-культурного пространства на территории отдельных муниципальных образований в том или ином объеме: идет процесс разделения единого книжного фонда, закрывается внутрибиблиотечный абонемент, разрушается централизованная система комплектования, обработки, сохранности библиотечных фондов, единого справочного аппарата, объединяющего все информационные ресурсы района.

На сегодня сложились (не везде законодательно закрепленные) следующие структуры библиотечного обслуживания населения в муниципальных районах Камчатского края.

1. На базе централизованных библиотечных систем (ЦБС) созданы межпоселенческие централизованные библиотечные системы (МЦБС) в Елизовском, Усть-Большерецком, Карагинском, Олюторском, Пенжинском, Тигильском районах.

Администрация этих муниципальных образований пошла по пути создания условий по предоставлению жителям качественной библиотечной услуги, понимая, что организационный, финансово-материальный и кадровый ресурс не позволяют производить все виды библиотечных услуг в поселении.

2. Организация библиотечного обслуживания населения района библиотеками поселений. Это вариант структуры библиотечного обслуживания в Усть-Камчатском, Мильковском, Соболевском районах.

На взгляд профессионалов, передача всех полномочий по библиотечному обслуживанию только на уровень поселений влечет за собой нерациональное использование финансовых и материальных средств, ограничение доступа жителей к чтению и информации на основе внедрения новейших компьютерных технологий.

3. Создание межпоселенческой библиотеки на базе центральной районной библиотеки и организация библиотек поселений. Так организованы библиотечные учреждения в Быстринском районе. Филиал в Анавгае стал поселенческой библиотекой, а центральная библиотека в Эссо — межпоселенческой, по сути сохранив все централизованные функции: комплектование, обработку, взаимоиспользование фондов и информационных ресурсов (единый справочный, в т. ч. электронный, аппарат).

Такая структура является наиболее оптимальной для таких небольших муниципальных районов, и, что самое главное, отвечает нормам ФЗ-131: организация библиотечного обслуживания на уровне поселений и организация библиотечного обслуживания межпоселенческими библиотеками на уровне муниципального района.

4. Особая и не претерпевшая никаких изменений ситуация в Алеутском районе: библиотечное обслуживание осуществляет одно учреждение — Никольская районная библиотека. Подытоживая проблему «библиотеки и местное самоуправление», необходимо заметить: какие бы ни рассматривались варианты организационных форм библиотек, суть должна сводиться к одному — на основе взаимодействия и кооперации библиотек в пределах одной или нескольких территорий способствовать реализации прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации.

Социально-экономические и политические реформы российского общества привели к возрастанию роли библиотек как общедоступных информационных центров. В то же время исследования, проведенные специалистами библиотечного дела, показали несоответствие между запросами и потребностями населения в литературе и информации, с одной стороны, и ресурсами камчатских библиотек, с другой.

Неравное внедрение современных технологий в библиотеках края усугубляет процесс информационного неравенства жителей. Из 114 библиотек Камчатки 50 % имеют компьютерное оборудование. При анализе статистических данных особенно заметно расслоение, если можно так выразиться, на информационно богатые и информационно бедные библиотеки. 82 % парка компьютерной техники приходится на библиотеки центральных районов Камчатки: Петропавловск-Камчатский и Вилючинский городские округа, Елизовский муниципальный район. Из 77 сельских библиотек только 27 имеют компьютеры. Слабые темпы автоматизации в районах бывшего Корякского автономного округа, Усть-Большерецком, Мильковском муниципальных образованиях.

Развитие Интернет-технологий в библиотеках муниципальных образований сдерживается низким качеством телекоммуникационных технологий. Только 12 библиотек края имеют доступ к информационным ресурсам Интернета. Из 77 сельских библиотек семь имеют доступ к Интернет, в Корякском автономном округе ни одна библиотека не имеет доступа к цифровым информационным ресурсам. К сожалению, в ХХI в. мы должны констатировать, что библиотеки края телефонизированы на 54 %. О каком доступе к Интернету в «нетелефонизированных» библиотеках может идти речь. Но даже при наличии доступа библиотек к сети Интернет качество связи не всегда соответствует современным требованиям. Большинству библиотек недоступны значительные информационные ресурсы не только библиотек России, но и центральных краевых библиотек Камчатки.

Актуальной проблемой практически для всех для библиотек остается вопрос комплектования библиотечных фондов. Чтобы полноценно обслуживать население, библиотека должна иметь в своих фондах в достаточном количестве современную периодику и книжную продукцию центральных и местных издательств, в том числе и на электронных носителях информации.

Документный фонд камчатских библиотек насчитывает 2 млн 760 тыс. экземпляров. Необходимо отметить, что фонды большинства библиотек, в основном, сформированы в 70-80-е гг. прошлого века. В настоящее время они не только физически изношены, но и содержательно устарели.

За последние годы в результате серьезного сокращения финансирования комплектования библиотек и разрушения системы централизованного комплектования сложилась неблагополучная ситуация в области пополнения новыми поступлениями библиотечных фондов. В Российской Федерации ежегодно только книг издается более 100 тыс. названий. При этом большинство их недоступно и неизвестно населению из-за отсутствия в библиотеках региона.

Основные показатели деятельности библиотек

В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, международный стандарт по комплектованию библиотечных фондов составляет ежегодное пополнение по 220-250 книг на 1 000 жителей. В России объем новых поступлений составил 186 книг на 1 000 жителей, по Дальневосточному федеральному округу — 194 книги, по Камчатскому краю — 75 книг на 1 000 жителей, т. е. в 3 раза ниже международного стандарта, в 2,5 раза ниже по сравнению с Дальневосточным федеральным округом. В среднем на комплектование муниципальных библиотек края на одного человека было затрачено 10 руб. (в среднем по России 7,6 руб.). По данным статотчетов за 2007 г., затраты на приобретение новой литературы на одного жителя между муниципальными образованиями Камчатского края различаются более чем в 10 раз. Например, больше всего потрачено денег в Карагинском и Пенжинском районах (69 и 62 руб. на одного человека, соответственно). Меньше всего — в Усть-Большерецком муниципальном районе и Петропавловск-Камчатском городском округе (3,5 и 6,0 руб. на одного жителя, соответственно). В Алеутском и Олюторском районах в 2007 г. средства на комплектование из бюджета не выделялись.

Большую тревогу вызывает сохранность библиотечных фондов камчатских библиотек. Проблема сохранения библиотечных фондов — не частный вопрос библиотечного дела, это глобальная проблема, от решения которой зависит сохранение памяти нации, доступность для общества накопленной информации. Материально-техническая база многих камчатских библиотек не соответствует рекомендуемым нормативам и стандартам. Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных неприспособленных помещениях. 30 библиотек края требуют капитального ремонта, 2 (с. Манилы Пенжинского р-на, пос. Новый Елизовского р-на) находятся в аварийном состоянии. Практически во всех библиотеках нет условий для выполнения нормативных требований к хранению библиотечных фондов: книгохранилища переполнены, в них нет систем кондиционирования воздуха и вентиляции. Отсутствуют необходимые условия и материалы для реставрационных работ. Самый простой способ реставрации — копирование печатных документов — доступен 48 % библиотек, имеющих копировально-множительную технику.

Большинство библиотек не обеспечено современными системами пожарно-охранной сигнализации, пожаротушения. В результате, существует не только опасность утраты библиотечных фондов, но и угроза для пребывания людей в библиотеках.

Проблема сохранения фондов в процессе их использования также является чрезвычайно актуальной. Практически во всех библиотеках Камчатки отсутствуют современные системы контроля за несанкционированным выносом документов (видеонаблюдение и т. п.).

Успешное развитие библиотек невозможно без регулярного повышения квалификации и переподготовки библиотечных специалистов по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела. Из-за высокой стоимости авиабилетов, недостаточности местных бюджетов для большинства камчатских библиотекарей стало практически невозможным повышение квалификации за пределами Камчатского полуострова. Сотрудники отдаленных библиотек зачастую лишены возможности принимать участие в обучающих мероприятиях, проводимых в краевом центре.

Проблемы библиотечной отрасли Камчатского края невозможно решить изолированно, в отдель-но взятых муниципальных образованиях. Неслучайно вопрос развития библиотечного дела в Камчатском крае рассматривался на Координационном совете глав муниципальных образований 11 марта 2008 г. В настоящее время разрабатывается долгосрочная краевая целевая программа «Развитие библиотечного дела в Камчатском крае на 2009-2015 годы», которая предусматривает решение многих вышеобозначенных вопросов.

Среди камчатских библиотек есть учреждения, занимающие лидирующие позиции. Не будет преувеличением сказать, что Вилючинский городской округ имеет самую современную и технически оснащенную библиотеку на Камчатке. Безусловным лидером является библиотечная система Елизовского района. В 2007 г. в этом районе открыта первая и пока единственная модельная сельская библиотека в с. Николаевка. Елизовская библиотека единственная из муниципальных библиотек, имеющая свой сайт, который занял 1-е место в Дальневосточном конкурсе сайтов публичных библиотек и 3-е место во Всероссийском конкурсе сайтов муниципальных библиотек. В последние годы информационно-библиотечный прорыв осуществляется в Петропавловск-Камчатском городском округе. Библиотеки-филиалы переезжают в новые отремонтированные помещения, открыт современный информационно-библиотечный центр в районе СРВ, в ближайшие годы планируется открытие еще одного информационно-библиотечного центра на ул. Войцешека.

Сельские библиотеки муниципальных районов Камчатки ведут большую просветительскую работу среди населения и зачастую становятся настоящим культурным и досуговым центром для местного сообщества.

Достижения камчатских библиотек — важный фактор обеспечения социальной стабильности, необходимое условие для создания единого информационно-культурного пространства Камчатского региона и его интеграции в мировое информационное поле.

Дикова Т. А. Cостояние библиотечного обслуживания в Камчатском крае на современном этапе // «Камчатка: события, люди» : материалы XXV Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. — Петропавловск-Камчатский, 2008. — С. 74-79.

Вернуться к списку