Современное искусство. Как научиться понимать его
Современное искусство. Как научиться понимать его

Сара Торнтон. Семь дней в искусстве
«Противопоставление "искусства" и "неискусства" — не вполне верная формулировка. На мой взгляд, нужно говорить о смелой и интересной работе, с одной стороны, и бессодержательной, безвкусной подделке, созданной с целью привлечения внимания, — с другой. Или об оригинальной картине и банальной иллюстрации. Все это произведения искусства, но не все они хороши, хотя зрительское восприятие может быть очень личным. Мы задаемся вопросами: интересно ли это? хочется ли смотреть на произведение снова и снова? привлекает ли оно тем сильнее, чем больше о нем думаешь?»
Сара Торнтон
Современное искусство — это и массовое развлечение, и дорогой товар, и работа, а для некоторых еще и что-то вроде альтернативной религии. Проницательное и хорошо документированное повествование известной британской журналистки и социолога Сары Торнтон открывает нам закулисье мира искусств — от художественной школы до аукциона, показывает, как устроен этот мир и создает эффект живого присутствия в нем.
Вопросы «Кто такой художник», «Какое произведение считать великим», «Как научиться понимать искусство» и многие другие раскрывает нам автор книги.
Вышеназванная книга относится к разряду нон-фикшн. А следующие произведения — романы, где присутствует (выделено мною) тема современного искусства.

Сирил Хустведт. Что я любил
«— Значит, достаточно назвать что-либо искусством, и это тут же станет искусством, да? Что угодно, даже я?
— Именно, причем очень прогрессивным и нонконформистским».
Сирил Хустведт
Сирил Хустведт — одна из самых заметных фигур в современной американской литературе: романистка, поэтесса, влиятельный эссеист и литературовед, а кроме того — она много лет жена и муза другого известного писателя Пола Остера. Книга написана от лица нью-йоркского профессора-искусствоведа Лео Герцберга, который вспоминает свою жизнь и многолетнюю дружбу с художником Биллом Векслером. Любовные увлечения, браки и разводы, подрастающие дети и трагические события, полностью меняющие привычный ход жизни, — энергичное действие в романе Хустведт гармонично уживаются с проникновенной лирикой и глубокими рассуждениями об искусстве, психологии и об извечном конфликте отцов и детей.

Майкл Каннингем. Начинается ночь
«Да, это всего лишь объекты, развешанные и расставленные вдоль стен. На продажу. По-своему довольно красивые: картины и скульптуры, обернутые коричневой бумагой, обвязанные бечевкой и залитые сверху парафином — скрытая отсылка к Христу в погребальных пеленах, — созданная милым и незадачливым молодым человеком по имени Бок Винсент».
Майкл Каннингем
Майкл Каннингем — один из талантливейших прозаиков современной Америки.
Главный герой романа — Питер Харрис, владелец художественной галереи, отчаявшийся найти настоящую красоту в современном искусстве, где господствует китч. Его привычная жизнь с постоянными проблемами (работа, непростые отношения с дочерью, «кризис среднего возраста») неожиданно взрывается с приездом Миззи, младшего брата его жены. Сорокалетний Питер ослеплен красотой юного шурина. Он становится для него любимым произведением искусства, в нем он находит идеальное воплощение совершенства и свободы, которой лишен сам.